Украина является домом для половины мировых запасов неона, который имеет решающее значение для производства полупроводниковых чипов.
ФОТО: ЕВГЕН РОМАНЕНКО/GETTY IMAGES
В четверг утром взрывы потрясли по меньшей мере семь городов Украины, ознаменовав начало полномасштабного российского вторжения. Среди первых целей Путина была Одесса, приморский город, расположенный на берегу Черного моря, и один из самых загруженных портов страны. Но здесь также находится малоизвестная компания Cryoin, которая играет большую роль в мировом производстве полупроводников.
Криоин производит неон — вещество, используемое для питания лазеров, которые гравируют узоры на компьютерных чипах. Он поставляет неон компаниям в Европе, Японии, Корее, Китае и Тайване, но большая часть неона поставляется в США, сообщили в компании WIRED. Теперь аналитики предупреждают, что волновой эффект, вызванный перебоями в поставках криоина, может ощущаться во всем мире.
Производство неона и других газов Cryoin было остановлено в четверг, когда началось вторжение, говорит директор по развитию бизнеса Лариса Бондаренко. «Мы решили, что [наши сотрудники] должны оставаться дома в течение следующих нескольких дней, пока ситуация не прояснится, чтобы убедиться, что все в безопасности», — говорит она, добавляя, что по состоянию на понедельник никакого ущерба объекту не было. Несмотря на планы возобновить производство на выходных, ракеты над Одессой означали, что она по-прежнему слишком опасна. Бондаренко, которая живет в получасе езды на машине от места происшествия, говорит, что спала в своем подвале. «Слава богу, у нас в доме есть такой».
Полупроводники действуют как технологический мозг в наших телефонах, ноутбуках, умных домах и даже автомобилях. Отрасль уже борется с дефицитом, пытаясь удовлетворить пандемический спрос на устройства. В 2021 году нехватка чипов ограничила производство почти у всех крупных автопроизводителей, в результате чего такие компании, как General Motors, закрыли целые заводы. По данным Bloomberg, Apple, один из крупнейших в мире покупателей чипов, заявила производителям в октябре, что в 2021 году будет производить на 10 миллионов iPhone меньше, чем планировалось, из-за нехватки чипов.
Но российская агрессия в Украине заставляет отрасль нервничать, опасаясь, что этот дефицит может усилиться при повторении событий 2014 года, когда цены на неоновый газ выросли на 600 процентов в ответ на аннексию Крыма. На прошлой неделе правительства США и Японии изо всех сил старались убедиться, что это не повторится, оказывая давление на свои предприятия по производству микросхем, чтобы они нашли альтернативные источники этого малоизвестного газа, пока не стало слишком поздно.
Украина является лишь одним из узких мест в мировой полупроводниковой промышленности. Около половины мирового неонового газа поступает из этой страны, сообщила WIRED TechCet, консалтинговая фирма по электронным материалам, которая консультирует некоторых крупнейших мировых производителей микросхем, включая Intel и Samsung.
Неоновая промышленность Украины была построена для использования газов, образующихся в качестве побочных продуктов российского сталелитейного производства. «В России происходит следующее: те [сталелитейные] компании, у которых есть мощности по улавливанию газа, разливают его по бутылкам и продают как сырую нефть», — говорит Лита Шон-Рой, президент и генеральный директор TechCet. «Затем кто-то должен очистить его и удалить другие [газы], и именно здесь на помощь приходит криоин».
Когда Россия аннексировала Крым в 2014 году, мировые производители чипов стали еще больше зависеть от Украины, поскольку страна поставляла около 70 процентов неонового газа. «Были задержки в поставках из-за проблем с пересечением границы», — говорит Шон-Рой, а сырье, необходимое для производства неона, также было в дефиците. «Россия сосредоточила большую часть своих усилий на войне, а не на производстве стали».
Обожженная этим опытом, индустрия микросхем попыталась диверсифицировать свои поставки. Компания Cymer, принадлежащая голландскому гиганту микросхем ASML и производящая лазеры, используемые для рисования узоров на современных полупроводниковых чипах, попыталась сократить потребление неона. «Производители микросхем обеспокоены недавним ростом цен на неон и непрерывностью поставок», — сказал тогда Дэвид Ноулз, вице-президент и генеральный менеджер Cymer, не упоминая конкретно Украину.
Бондаренко говорит, что скачок цен в 2014 году был главным образом вызван враждой между конкурирующими производителями неона Cryoin и Iceblick, которые больше не работают. Однако, если доступ к российской нефти действительно станет проблемой, говорит она, у Cryoin будет достаточно запасов, чтобы продолжить производство до конца марта. Если запасы закончатся, она утверждает, что есть украинские производители нефти, к которым Cryoin может обратиться в качестве альтернативы.
Вместо этого ее больше беспокоит вопрос вывоза неона из страны. «Границы сейчас очень перегружены, поскольку люди, мирные жители, пытаются эвакуироваться», — говорит она. «Если власти стран, где находятся наши клиенты, смогут влиять на пограничную ситуацию для коммерческих поставок, то это будет большим подспорьем, [и] это не повлияет на всю отрасль во всем мире».
Производители микросхем преуменьшают степень влияния кризиса в Украине. «Не стоит беспокоиться», — заявил на прошлой неделе Ли Сок Хи, генеральный директор южнокорейского производителя микросхем SK Hynix, добавив, что компания «обеспечила много» материалов. Коичи Хагиуда, министр экономики, торговли и промышленности Южной Кореи Япония заявила, что японские производители микросхем не ожидают «серьезного влияния» на свою деятельность, поскольку они могут закупать материалы в других местах. Страна импортирует 5 процентов газов, используемых в производстве полупроводников, из Украины.
Но есть признаки того, что, несмотря на предупреждение 2014 года, украинский неон по-прежнему играет важную роль в отрасли. ASML сообщила WIRED, что получает «менее 20 процентов» неона, который использует на своих заводах, из России или Украины. «Вместе с нашим поставщиком мы изучаем альтернативные источники на случай перебоев в поставках из Украины и России», — сообщил представитель.
Есть опасения, что США еще более уязвимы. На прошлой неделе Белый дом призвал американских производителей микросхем найти альтернативных поставщиков, сообщает Reuters. «Мы видим, что в США поступает огромное количество импорта из [России и Украины]», — говорит Шон-Рой из TechCet. «По моей обоснованной оценке, то, что поступает в США из России и Украины, может составлять от 80 до 90 процентов всего [неонового] импорта». Американский производитель микросхем Intel не ответил на запрос о комментариях.
Но найти неон где-либо еще будет непросто. Любой сбой в Украине ударит по производителям микросхем в то время, когда отрасль уже находится под сильным давлением со стороны постпандемического спроса. «Стимул к увеличению производства настолько силен, что вызывает напряжение в цепочке поставок повсюду, даже без войны», — добавляет Шон-Рой. «Поэтому, насколько мне известно, в западном мире нет избыточных поставок этого вида газа».